русский english
01
Идеальное пространство Бакминстера Фуллера
Вероятно, многие знают о творчестве Бакминстера Фуллера. Этот человек предстает пред нами как чудаковатый создатель геодезического купола и какого-то загадочного  метода, следуя которому можно создавать объекты по тем же принципам, по которым их создает природа.
01
Идеальное пространство Бакминстера Фуллера
В нашем сознании образ американского изобретателя слился с его наиболее известным творением. На картине Бориса Арцыбашева 1963 года Фуллер сам предстает в виде геодезического купола. Тем не менее, Фуллеру принадлежит множество открытий в области физики, математики, картографии, также Фуллер стал одним из наиболее значимых мыслителей XX столетия. Его гуманистические взгляды оказали огромное влияние на современный мир. Геодезический купол Фуллера действительно потрясающее сооружение, но еще более удивительной является история его создания. Фуллер не просто создал отточенное конструктивное решение, он облек научные идеи в форму архитектурного проекта.

Вероятно, Фуллера, из целой плеяды блистательных современников, выделяет его нетрадиционное отношение к ценностям западной культуры. Фуллера врядли можно было заподозрить в связях с коммунистами или социалистами, тем не менее, его идеи можно поставить в один ряд с самыми смелыми теориями XX столетия.  Фуллер никогда не ставил во главу угла социальные и материальные блага, он не боялся казаться не только смешным, но и необеспеченным человеком.


«Многие люди совершают ошибку, утверждая, что богатство это деньги. Деньги сами по себе не способны создавать блага, они кружат вокруг земли в поисках материального воплощения капитала…
Финансы находятся только в руках тех людей, которые управляют потреблением».



Рынок, по мнению Фуллера, является игрой с нулевой суммой, в проигрыше оказываются все. Фуллер считал, что такой подход губителен, что ценности должны быть истинными ценностями. Лишь в этом случае мы получим действительно справедливую систему распределения благ.
Феномен Фуллера состоит не только в его всесторонних исследованиях, но и в их синтетическом характере. Он не делал различий между исследованиями в различных областях научного знания. Наука для него была единой и всеобъемлющей дисциплиной, в которой его теоретические и практические  работы  находили точки соприкосновения. Он верил во взаимосвязь всех вещей.


«Природа нерушима, она не имеет пределов. Однако, нельзя создавать что-то без потерь, эти процессы находятся в тесной связи, это закон сохранения энергии.
Реальное богатство, это не золото - это знания того, как управлять энергией».


Природа в творчестве Фуллера была идеальном источником для создания его проектов. Автор понимал окружающий мир не только на уровне эмоции, не только как источник формальных решений, он искал закономерности, по которым природа организует сама себя. Поняв принципы организации материи можно создавать действительно нужные вещи. Мы знаем, что природные формы тесно связанны с математикой. Числа Фибоначчи, по которым выстроена линия, создают спираль, которую мы можем встретить во многих формах животного и растительного мира.

Жидкости, под воздействием звука, создают точные геометрические рисунки, даже скопление мыльных пузырей на ровной поверхности складываются в правильные ромбы или пятиугольники. Фуллер вероятно наиболее полно раскрыл взаимосвязь математики с формальным воплощением проектной идеи. Он видел в числах не только красоту решения, он переносил их на реальные проектные задачи.
Путь Фуллера в каждом из его проектов всегда начинался с вопроса. Они носили не только и не столько характер традиционной постановки задач, он расширял рамки любой проблемы до планетарного масштаба. Фуллер определил позиции, которые, в первую очередь, требовали решения.


«Почему при нашем уровне развития мы не можем обеспечить питанием и одеждой каждого нуждающегося человека на этой планете? Почему мы не создаем проекты дешевых и удобных домов? Что такое богатство? Почему наши технологии развиваются в геометрической прогрессии, но это уже не делает нас действительно богатыми? Почему бы нам не посмотреть, как природа создает свои произведения, а затем строить свои собственные структуры?»


Думаю, не будет преувеличением сказать, что ответами на эти вопросы стали сами произведения, созданные Бакминстером Фуллером. В начале 1920-х, после службы в армии США,  Фуллер создает свою первую значимую работу «Stockade Building System» – легкие дома из прочных материалов. Эти дома не поддавались разрушительному воздействию влаги и были огнеупорны. Каркасом дома служили легкие металлические конструкции. Хотя формы этих сооружений были архаичны, в них уже проявилось стремление Фуллера оптимизировать расход материалов и энергии. Оптимизация стала знаменем проектов Фуллера. Автор применял его практически к любому из своих произведений.
Его трехколесный автомобиль,  длиной 20 футов, и весивший при этом столько же, сколько «Фольксваген-жук», проходил 30 миль на одном галлоне бензина и приводился в движение одним задним колесом. Автомобиль мог спокойно вмещать 11 пассажиров и разгоняться до 120 миль в час.

Однако, идею оптимизации он применял не только к своим произведениям, сама жизнь Фуллера стала проектом. «Dymaxion Sleep», еще одна форма  оптимизации,  которую он претворил в жизнь. Помимо рационального использования материалов и пространств Фуллер старался максимально эффективно использовать время, извлекая максимум выгоды из дневного цикла.
Эксперимент с полифазным сном был призван давать телу максимум отдыха, при этом оптимизируя мозговую деятельность. Так, Фуллер на протяжении двух лет спал по 30 минут несколько раз в сутки. В общей сложности продолжительность его сна составляла 2 часа. Такой режим позволял дополнительно получать 30-40 дополнительных часов в неделю, которые можно было использовать для работы. Фуллер отказался от такого распорядка только потому, что его время не совпадало со временем тех людей, с которыми Фуллеру было необходимо общаться.
В 40-е годы, работая на должности преподавателя в одном из американских университетов, Фуллер вел активную работу по проектированию сферических конструкций. Он создал сооружение, в основу которого лег принцип оптимального пути от точки до точки на изогнутой поверхности - принцип геодезии.

Геодезический купол, как архитектурное сооружение уникально по своим свойствам, при малой массе, оно обладает уникальными прочностными качествами. На сооружение купола требуется на 60% меньше материала, чем на сооружение традиционной конструкции подобного размера.

Уже в 1940-х правительство США делает заказы на разработку куполов для военных баз, в 1959 году на выставке в Москве Фуллер строит сферический павильон США, а в 1967 году огромный стеклянный купол стал главной достопримечательностью международной выставки в Монреале.
Продолжением идеи легкой сферы стала абсолютизация этой идеи и создание летающих сфер, левитирующих за счет нагретого воздуха. Эти воздушные дома получили название «Cloud nine». Феномен сфер, построенных из пятиугольников, заключается в том, что теоретически сфера становится, чем крупнее, тем крепче, это связанно с распределением массы. В теории можно создавать сферы гигантских размеров, не испытывая технологических трудностей. Феномен сферы Фуллера заключается еще и в том, что пространство внутри сферы, при увеличении размеров постройки увеличивается быстрее, чем объем самой структуры. Фуллер определил, что конструкция сферы шириной в милю будет ничтожна по сравнению с массой воздуха находящейся в ней. И при нагреве его всего на один градус по отношению к внешней температуре, сфера оторвется от земли.

Он обладал необыкновенной способностью в своих проектах предвидеть будущее. Его произведения, созданные в начале 30-х, находили применения в 50-е годы, а то, что он создавал в 50-е, становилось актуальным лишь 20 лет спустя. Тем не менее, его проекты нельзя связывать с каким-то определенным временем, они настолько удачны, что принципы, заложенные в них, используются до сих пор.

Фуллер точно предсказывал и динамику потребления мировых ресурсов, и связывал с этим как нарастающий интерес к альтернативным источникам энергии, так и смену ориентира в проектировании в целом. В своей работе он как-будто заранее предвидел потребности человечества в том или ином решении, подобно хорошему официанту, который знает в какой момент предложить то или иное блюдо. Фуллер предлагал не только готовые решения, он создал богатейшую инструментальную базу, которую мы и сегодня не до конца освоили и поняли.
На протяжении всей своей жизни Фуллер говорил о возможности решения всех задач дизайна и архитектуры при помощи науки. Сегодня его открытия становятся ключом к вопросам защиты окружающей среды, строительству и распределению жилья, развитию информационных технологий. Фуллер стремился к созданию всеобъемлющих дизайнерских решений, которые позволят потреблять меньше ресурсов. Его интересовала связь вселенной с процессами, происходящими на земле, место человечества и конкретного человека в глобальных природных процессах. Его чувство устройства вселенной было глубоко эстетическим, создавая научные теории, он оказал огромное влияние на современное искусство.


Текст лекции от 17 марта 2011 года.
Место проведения: Yeti Snow Station

Ведущий: Александр Вячеславович Уваров, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры промышленного дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова.

Оригинал статьи